Развитие творческого мышления и интеллекта

 


Имя и сознание

Автор: Андрей Малыгин от 18 мая 2014
Один из самых тонких и сложных вопросов касается влияния, которое оказывает имя человека на его сознание. Хотим сразу сказать, что в нашем понимании этот вопрос не имеет ничего общего с нумерологией, книгами типа "Тайная власть имени", психологическими или мистическими толкованиями значения имени. Суть его заключается в природе сознания, в том, как сознание формируется и сохраняется постоянным.
Человек не рождается личностью и не имеет самосознания при рождении. Формирование самосознания происходит в первые пять лет жизни, смысл этого формирования заключается в том, что ребенок учится идентифицировать, называть себя и отличать от других людей. При рождении ребенок получает имя, и все окружающие с этого момента называют его так, а он привыкает к тому, что это "его" имя. То, что имя всегда остается постоянным, а не меняется каждый день, в зависимости от времени, места или ситуации, приучает человека к мысли, что и сам он так же постоянен, как и его имя.
Секрет постоянства сознания состоит в том, что человек помнит всю свою личностную историю (те события, которые с ним происходили) и связывает себя с определенным именем, таким образом, он всегда может ответить на вопрос: "Кто ты?" В тех случаях, когда память серьезно нарушена, многие события могут утратиться, а иногда даже забывается и свое имя, и тогда человек либо не знает, кто он такой, либо приписывает себе "чужую" личность.

Разумеется, хорошо знать, кто ты и какое место занимаешь в мире, но у этой способности может быть и обратная сторона. Иногда человек "застревает" внутри своего самосознания, становится косным, ограниченным, неспособным изменить что-либо в себе. Бывает и так, что человек категорически не нравится себе таким, какой он есть, и при этом ощущает свою неспособность измен6ить в себе хоть что-нибудь. Такое "жесткое" самосознание напоминает панцирь черепах или ракообразных: слишком хорошо защищает, а по сути не дает ничего в себе изменить. Как известно, и черепахи и ракообразные в течение своей жизни, когда растут, несколько раз меняют свой панцирь. Ведь когда молодая черепашка подрастает, старый панцирь становится ей мал, он мешает расти, от него нужно избавляться.
Заметьте, что и самосознание человека вместе с его именем меняется в процессе взросления. Малыша называют уменьшительно-ласкательным именем, подчеркивая его уязвимость, зависимость. Подростка уже называют его полным именем, а юношу, принимаемого в обществе взрослых за равного, зовут по имени и отчеству. Ну хорошо, но почему же похожий процесс не может происходить и со взрослым человеком? Человек, недовольный собой, по всей видимости, перерос свое "старое" самосознание и должен "сбросить" его.
Один из действенных способов это сделать - поменять свое имя. Иногда достаточно бывает просто ввести в употребление другую форму своего имени. Если необходима радикальная перемена, можно сделать это полностью, со сменой паспорта. Это средство очень сильнодействующее, те, кто это делал, сделали это по очень весим причинам. По их отзывам, эта мера радикально меняет представление человека о себе.

Вот еще несколько примеров, подтверждающих серьезность влияния имени на самосознание. Простой повседневный: многие люди хотят, чтобы их близкие называли их иначе, чем малознакомые. Это связано с тем, что человек и чувствует, и ведет себя иначе в кругу близких людей, чем в компании посторонних или случайных знакомых, поэтому и "называться" в этих ситуациях хочет по-разному. Более серьезный пример: смена вероисповедания обязательно подразумевает смену имени (вспомните обряд крещения).
Предполагается, что в прошлом этот человек был одним, а сменив веру, становится совсем другим, меняет образ мышления, ценности, мировоззрение. Две иллюстрации из спортивного мира: перейдя в мусульманскую веру, Кассиус Клей стал Мохаммедом Али, а Лью Алсиндор - Каримом Абдул Джаббаром. Еще более весомый пример: втягивание человека в секту также требует смену имени (все члены братства между собой зовут себя иначе, чем в миру). Далее, по утверждениям антропологов, технология зомбирования заключается в "лишении человека его души", а начинается часто с того, что у человека "крадут" его имя.

Из всего сказанного следует несколько выводов. Если имя человека управляет его самосознанием, этим можно сознательно пользоваться. Попробуйте в различных ситуациях, общаясь с разными людьми в различных состояниях представляться по-разному. Конечно, делать это надо осторожно, чтобы не прослыть обманщиком или сумасшедшим. Экспериментируйте, выбирайте то звучание вашего имени, которое вам наиболее нравится в данный момент. Мы гарантируем, что если вы это попробуете, ваше самочувствие и отношение к себе заметно изменятся. Самым главным "завоеванием" станет чувство внутренней свободы, легкости, пластичности.
Помните изречение: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку"? На самом деле, вы ничуть не менее подвижны и изменчивы, чем река. Признайте это и пользуйтесь этим. Привыкнув называть себя по-разному, вы станете менее уязвимым, у вас нельзя будет "украсть" ваше имя и душу. Каждое из ваших имен может стать для вас ключом, создающим какое-либо состояние. Вы можете мысленно подбирать себе такие имена: "Стремительный", "Танк", "Леопард", "Ураган", при этом как бы принимая на себя качество, заключенное в этом имени. Позже, вспоминая это имя, вы сможете практически сразу же вызвать в себе это состояние. Вы приобретаете достаточно простой и действенный способ манипуляции своим сознанием.

Один из наиболее эффективных способов управления сознанием и самосознанием основан на идее множественности сознания. Эта идея заключается в том, что на самом деле у человека нет какого-то единого, постоянного сознания. Сознание представляет собой не объект (предмет или вещь), а процесс, поток. Оно изменяется каждое мгновение, в нем появляются новые ощущения, образы, идеи. Содержание сознания меняется так быстро и радикально, что его никак нельзя считать постоянным и определенным. Видимое постоянство возникает за счет того, что человек способен помнить то, что происходило с ним в прошлом. При этом выстраивается связная цепочка воспоминаний и появляется иллюзия, что сознание оставалось неизменным, а менялись только предметы и события вокруг человека.

Пояснить смысл этой иллюзии можно с помощью аналогии. Если в темноте быстро размахивать тлеющим кончиком сигареты, то в воздухе видны различные фигуры, как будто нарисованные ярким неоновым светом. Понятно, что на самом деле в воздухе не остается никаких фигур, они существуют только в восприятии человека за счет того, что мозг запоминает траекторию движения яркой точки.

Эта идея воплощена в восточных религиях. В частности, в буддизме очень серьезной ошибкой является отождествление себя с определенным постоянным именем или состоянием, а наиболее правильным считается состояние "непривязанности" к образам и идеям, возникающим в сознании. Любой образ встречается как гость: он приходит и уходит, ничего после себя не оставляя. Существует такая притча. Двое молодых монахов шли по дороге к своему монастырю. Дорога подошла к небольшой, но бурной речке, на берегу которой сидела прекрасная девушка и ожидала того, кто мог бы помочь ей перебраться через бурный поток. Монахам категорически запрещено вступать в какие бы то ни было отношения с женщинами, поэтому один из монахов был смущен и встревожен, не зная, как ответить на просьбу девушки. В это же время другой монах поднял девушку на руки и, перейдя через речку, опустил ее на другом берегу, после этого они пошли дальше. Примерно через час тот, кто не решился заговорить с девушкой, с возмущением спросил друга: "Как ты мог взять эту девушку на руки?! Мы же не должны этого делать!" Второй ответил ему: "Я всего лишь перенес ее через реку и оставил там, а ты все еще несешь ее с собой". Если мы говорим о контроле над своим сознанием, то это - отличный пример самообладания, ясности мысли и намерений.

Итак, если не следует цепляться за впечатления, образы и мысли, то видимо, не надо цепляться и за то имя, которое вы носите. Вспоминая свое имя, вы намеренно напоминаете себе, кто вы и какой вы, словно по доброй воле забираясь в тот панцирь, который привыкли носить, хотя он может быть вам и неудобен. Поймите правильно, никто не предлагает отказаться от своего имени или забыть его, речь идет всего лишь о том, что полезно хотя бы мысленно называть себя по разному в разных ситуациях и признавать вместе с этим, что вы все время меняетесь.

Предлагаем одно простое упражнение, которое помогает ощутимо "раздвинуть границы самосознания". Запаситесь примерно 20 минутами свободного времени, листком бумаги и ручкой. Мысленно или вслух задайте себе вопрос: "Кто я?" Ответьте себе первой фразой, которая придет в голову, запишите ее, и снова задайте себе тот же вопрос. В начале фразы будут возникать легко и носить вполне банальный характер: "Я - Иван Иванович", "коммерсант", "отец", "мужчина", "человек". Но вслед за этим вы обнаружите, что придумывать ответы становится труднее, в какой-то момент ответа вы не найдете, и наступит внутренняя тишина. Это момент полной внутренней свободы, ощущение очень своеобразное, головокружительное и пугающее. Такое впечатление, что вы снимали с себя какие-то оболочки слой за слоем и наконец добрались до самой середины, ядра. В повседневной жизни человек практически никогда до этого ядра не добирается, потому и не бывает полностью свободным. Вы можете время от времени проделывать эту процедуру мысленно, не прибегая к бумаге, приходя к тому же результату.

Очень скоро внутреннее молчание прервется и возникнут обычные мысли и чувства. Но у вас останется воспоминание о пережитой внутренней свободе, к которой можно возвратиться в любой момент, а кроме того, список ваших оболочек (ответов на вопрос "Кто я"). Давайте посмотрим, что можно сделать с этим багажом. Первая возможность описана в системе Симорон. В тот момент, когда наступает внутреннее освобождение и тишина, назвать себя первым же звуком, словом, образом, который придет на ум. После этого вы можете называть себя этим "именем" и возвращать себя в то состояние. Если вы проделываете это упражнение систематически, то вы будете создавать для себя множество имен. Результаты такого приема могут быть самыми удивительными, но о них лучше узнать поближе познакомившись с Симороном.

Вторая возможность - внимательно изучить получившийся список. Как вы думаете, что это? Это набор ролей, которые вы играете в своей жизни (роли Ивана Ивановича, коммерсанта, мужчины, отца, человека). Это те роли, которые вы примеряете на себя как костюмы и носите. Самое полезное, что вы можете с ними сделать, это усовершенствовать их. Посмотрев на них свежим взглядом, вы обнаружите, что можете внести в них что-то новое, какую-нибудь "изюминку", которая придаст новый вкус вашей жизни. Представьте себе, что вы решили по-новому исполнить роль мужа. Вы сделали что-то необычное. ваша жена по-новому на это ответила, и с этого момента вся жизнь пошла по-другому. В этом прелесть и опасность психотехнологий изменения сознания: если вы применяете их "на совесть", то ваша жизнь меняется, но очень важно, чтобы она изменилась в лучшую сторону. Будьте осторожны!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
vladjurnalist.ru.